|
Ятвяжско-Прусский базис Российско-Германского родства
В X-XIII веках примерно на территориях нынешних Брестской и Калининградской областей и связующих их нынешних северо-восточных польских землях существовало древнее (балто-славянское?) государственное образование ЕТВЯЗЬ, известное латинскому миру еще и под названиями: Etvengum, Porutenia, Поруссия, Пруссия.
Руководящая элита Етвязи, пошедшая на теснейший союз с Русью, в итоге стала и руководящей (княжеской) элитой Древней Руси. Летописные варяги на Руси – это выходцы из Етвязи, в итоге ставшей уже к концу 10 века Ятвяжской Русью. Известный летописный факт – поход ятвяжского князя Гунара под руководством киевского князя Игоря, также происходящего от ятвяжского рода Рюриковичей, на Царьград (Константинополь) в 944 г., после которого в 945 г. на территории Етвязи, известной городами Бересте (Брест), Петриков, Туров, Твангесте (Кёнигсберг-Калининград), Рагайны (Неман Калининградской области).., появились православные священники, а сама территория стала считаться частью Руси.
Таким образом, ятвяги явились важнейшим составляющим в формировании и Русского мира, и Русского народа.
Придя во власть в Древней Руси, ятвяги с первых дней стали быть русскими, тем самым поспособствовав Древнерусскому государству стать ядром Русской цивилизации. И сегодня, через сотни столетий, жителей Брестчины и смежных территорий отличает почти нетронутая белорусско-украинскими ответвлениями над-национальная Русскость.
Очень большой процент нынешних жителей Калининградской области происходит из Брестской области.
Северная Етвязь, известная истории и под именем По-Руссия, Пруссия, начиная с XIII века, приняла активное участие в формировании и Германского мира, и Германского народа! Нынешних немцев невозможно представить без ятвяжской (прусской) составляющей. Как невозможно представить и нынешних русских без, опять же, ятвяжской (по-русской, прусской) составляющей, которая генерировалась в Русский народ/мир не только в X-XIII веках, но и во времена германского Прусского государства, включая период Прусской губернии России, когда десятки тысяч немецкоязычных ятвягов (пруссов) переселялись в Россию с целью – «помогать ее модернизации(!)». В итоге получается, что Северная Етвязь/Пруссия является связующим базисом Русского и Германского миров/народов.
Ятвяжская (прусская) составляющая – это то, что делает русских и немцев братьями.
Нынешняя Калининградская область не должна быть элементом перетягивания исторического каната, раздражителем и разъединителем. Общий и для русских, и для немцев ятвяжский/прусский дед своей седой мудростью и мистичностью, своей легендарной организованностью и системностью должен только содействовать Российско-Германской интеграции.
Мое видение, чувствование истории наверняка сначала удивит. Но надеюсь, что в моем взгляде на грани нашей совместной позитивной истории вдумчивый читатель усмотрит прекрасные шансы для сближения/сроднения Русского и Германского миров и народов, без чего немыслим прогресс мирового развития, без чего немыслимо благополучие народов России и Германии! Да, Германия – это стыковая страна между Русской и Западноевропейской цивилизациями. Католические регионы Германии больше являются частью Западноевропейской цивилизации, а восточные регионы и лютеранские анклавы – больше принадлежат к Русской цивилизации.
Николай Шелягович
Актуальное видение ятвяжской (этнопрусской) истории
Более 30 лет занимаюсь изучением ятвяжской (этнопрусской) тематики. Это и лингвистические изыскания, это и анализ исторического материала. Та фактура, которую мне удалось за эти годы почерпнуть из самых разных источников (российских, польских, немецких, ватиканских, венгерских, скандинавских, литовских и др.), ее анализ и 'расклад по полочкам' позволили придти к следующему выводу: Пруссия, включая и Етвязь, стала
предтечей Руси.
Мы хорошо знаем, что ведущие руськие князья были из племени пруссов или ятвягов. Ну не могли же они в те далекие времена все сплошь и рядом придти из Скандинавии. Они пришли прежде всего из соседних — прусско-ятвяжских и литовско-латышских — земель, они были своими для новых руських земель (территории Западного Полесья, запада Белоруссии). Именно эти пришлые князья были самыми ярыми сторонниками
православия, т.е. русьской (прусьской) веры. Обретя эту русьскую веру в Великом Новгороде, Полоцке и Киеве, эти пришлые князья и их наследники, устремились на свои малые родины агитировать народ за руськую веру.
Руський народ — это уже производное от русьской (прусьской веры). Киевские князья на ятвягов ходили много раз. Только Ярослав совершил два или три таких похода, отметившись боями с ятвягами под Петриковым (рядом с местечком Туров), Пинском и Брестом. Конечно же ятвяжские родственники Ярослава, остававшиеся на тот момент автономными и со своей народной (языческой) верой, встречали его не хлебом-солью, а... иногда и вынуждали убегать позорно.
Следом за Ярославом на прусско-ятвяжские земли приходили новые посланцы Киева и Полоцка, которые активно посвящали местное население в христианскую веру, понятную им как русьская. Наверное, сначала был Туровский приход, епархия, а уже потом Туровское княжество. Таким же образом формировалось и Пинское, Брестское княжества... Русьская вера на землях юго-восточной и отчасти южной (теперь это Хелмско-Бельские земли
Польши) Пруссии укоренилась очень органично, что ее не смогли истребить ни столетия вхождения Етвязи в состав католических Литовского княжества (с 1253 г.) и Речи Посполитой Польской (до 1793-5 годов).
Именно на Етвязи в 1596 г. для борьбы с православием Ватикан учредил Брестское униатство (на землях Брестского, Хелмского, Волыньского и Пинского регионов), которое на этих землях просуществовало до 1839 г., но трансформированное в Галицкое униатство до сих пор существует на Львовщине. Брестское (Ятвяжское) униатство подчинялось Ватикану, но обряды сохраняло православные с местными (от язычества) особенностями.
Пример Северной Пруссии (тевтонская Пруссия): здесь православная — русьская — вера не успела к 1255 г. укрепиться, народ оставался в основном языческим. Ватиканские тевтонцы мечом и огнем внедряли католицизм, одних прусских язычников истребляя, других появящая в свою веру, третих изганяя в лесные дебри Беловежской пущи.
О коренном родстве Пруссии и Етвязи со срединной Россией косвенно может свидетельствовать и вековое взаимное притяжение этих земель. Даже обращенные в лютеранство пруссы по первому зову России массово ехали туда строить железные дороги, карабли, порты... и обращаться в руськую веру. А Етвызь даже в самые реакционные часы Речи Посполитой оставалась русьской. Взять хотя бы пример деяний святого Афанасия Филипповича из Бреста.
ПРУССЫ, западное название ятвягов, участники русского этногинеза, участники формирования и русьского языка, и русьской веры.
Североятвяжская (Этнопрусская) земля (Калининградская область и Брестско-Пинский регион) — исконно русьские земли, просто их приход в нынешнее русьское (российское) измерение был извилист. Этот путь не надо придавать забвению, но нельзя его и культивировать как самодостаточный. Путь истории привел Етвязь (Поруссию-Прусь-Пруссию) в Русь-Россию. Это самое важное. А остановки по пути (для северных ятвягов — ватикано-тевтонская и
германо-лютеранская, для южных — ватикано-польская) они и есть только остановки перед главной, святой целью!
Только подняв и придав гласности все пласты прусской истории и культуры, можно усмирить пыл неадекватных людей. Первое название нашего города — Твангесте, Кёнигсберг уже был после прихода тевтонцев.
Если взять всю этническую Пруссию, то только на ее юго-восточной территории сохранилось аутентичное население и русскость. Если руськие князья из Киева или Полоцка, происходящие из прусско-ятвяжского племени, приходили с дружинами в Пруссию обращать своих вчерашних соплеменников в новую веру, то в ту же Пруссию, обращать местный народ в новую католическую веру, начиная с 1230 годов приходили чужие (оккупанты) — из Моравии, Германских земель... Итог такой оккупации был в том, что вскоре тевтонская Пруссия стала германской Восточной Пруссией.
В 1945 году была не оккупация исторической северной Пруссии, а изгнание с ее земель тех, чьи деды пришли сюда непрошеными, с мечом и огнем.
Только на Етвязи до наших дней жива в довольно сохраненном виде прусскость-рускость. Поэтому и не удивительно, что сегодня в Калининградской области так много выходцев из Западного Полесья. Что их родителей тянуло сюда. Разве только послевоенное бездомье и безхлебье. А может и какой-то глубинный зов предков?!.
Николай Шелягович
КАЛИНИНГРАДСКО-ПРУССКИЙ СТАНДАРТ
Традиции прошлого могут обогатить нашу жизнь
В начале 80-х годов мне довелось объездить (по заданию редакции газеты «Калининградский комсомолец») почти все районы области, встречаться с сотнями людей в Калининграде и глубинке. Тогда очень остро чувствовался разрыв между духовной, культурно-исторической ориентированностью советских жителей бывшей Пруссии и многовековой и своеобразной историко-культурной аурой этой земли. Жители области в силу объективных справедливых причин не могли воспринять и полюбить духовное наследие своей новой земли. Вот так параллельно и жили они тогда – наши деды и родители, ставшие калининградцами, и бывшая прусская земля, ставшая калининградской.
Моя малая родина – Западное Полесье Белоруссии, бывшая Ятвягия (Етвязь), одна из двенадцати земель дотевтонской Пруссии. Ятвяжско-прусская тематика, ее лингвистический и историко-религиозный аспекты увлекли меня еще в студенческие годы. Тогда на бывшей территории юго-восточной Пруссии (Брест, Пинск) активно развивалось западно-полесское (ятвяжское) общественно-культурное движение, в котором я с
интересом участвовал. Здешним жителям, ранее фактически лишенным информации о своем историческом наследии, вдруг стала доступна правда о прусско-ятвяжском прошлом. И именно эта открывшаяся правда, ранее большинству неизвестная, но подсознательно ощущаемая, стала весьма заметным фактором единения и вдохновения. В те годы слово «ятвяг» для уроженцев Западного Полесья, в каком бы уголке страны они ни жили, зачастую становилось своеобразным паролем, после которого два ранее незнакомых человека чувствовали себя едва ли не братьями. Западные полещуки, узнав о своем богатом ятвяжско-прусском наследии, стали богаче в историко-духовном смысле. И этот импульс знания и истины очень благотворно сказывался на кристаллизации сознательного бытия моих земляков – у них стало возникать чувство ответственности за себя и свой край.
У калининградцев же, живущих на территории бывшей Пруссии, такого ощущения духовно-культурного родства с прусской землей тогда не ощущалось. Область жила сегодняшним днем, приехавшие сюда со всех концов СССР люди, будучи советскими, оставались владимирскими, белорусскими, литовскими, смоленскими, черниговскими… Собственно калининградская общность, как регионально-культурная, только на привнесенном сформироваться не могла, а брать тогда, когда еще свежа и однозначна была память о войне, в качестве значимых элементов региональной
историко-культурной гордости прусские реликты возбранялось. Вспоминать о прусском наследии как важном составляющем российской истории было, очень мягко говоря, не принято… И это несмотря на то, что именно ятвяжско-прусская дружина во главе с князем Гунаром в 944 году помогала киевскому князю в походе на Константинополь, что именно в Кёнигсберге Петр I проходил свои первые университеты государственного жизнеустройства, а в 1758-м Пруссия стала российской губернией, и в 1807-м Александр I организовал подписание знаменитого Тильзитского мира…
…Спустя два с лишним десятилетия волею судьбы я снова стал жителем Калининграда. И велико было мое удивление нынешними калининградцами, духовной атмосферой, ощущаемой и в областном центре, и в провинциальных городках. Прежнего разрыва между ментальностью российских жителей бывшей Пруссии и историко-культурной аурой этой земли не ощущалось. Памятники истории и культуры Пруссии активно восстанавливаются, традиции жизнеустройства осмысливаются, люди с любовью произносят: «наш Кёниг», «наш Кант», мечтают о восстановлении замков Кёнигсберг, Бальга, Тапиау…
Такие «пораженческие» влюбленности и мечты свойственны многим, а прежде всего предприимчивым и патриотично настроенным жителям области, которых отличают амбициозные задумки сделать свой янтарный край одним из лучших социально-экономических регионов России, а то и Европы. И здесь, мне кажется, закономерным было бы посмотреть на прусские наработки, достижения не только в культурной сфере, но и в части людского бытия, очень уравновешенного со знанием. Такого сбалансированного, гармоничного знания-бытия, которое отличало дисциплинированных, обязательных, ответственных пруссов, нам очень не хватает. Мы многое знаем, на словах многое умеем, а в делах должного старания не проявляем – живем не по знанию, а по его эпизодам. Так почему бы нам не брать пример с пришлых сюда в XIII веке тевтонцев, которые только здесь, а не в Палестине и не в Венеции, смогли общественно и государственно высоко организоваться – благодаря тому, что впитали в себя базовые прусские стандарты жизни.
Жители Калининградской области, наконец-то восприняв и полюбив многие духовные достижения и историко-культурные реликты Пруссии, ни в коей мере не перестали быть россиянами, наоборот, почувствовали себя более уверенными в себе гражданами России. Достаточно понаблюдать их в общении с представителями Германии, других европейских стран – они ведут себя в таком общении достойно, как настоящие хозяева своей земли, как настоящие хранители ее историко-культурного наследия, о котором с любовью, часами могут рассказывать гостям края, в том
числе и немцам.
Российская история, российская культура тем и велики, что они обладают уникальной способностью интегрировать в себя, делать исконно российскими самые разные составляющие – будь то достижения и реликты монголо-татарские, финно-угорские или прусские… «Прусский стандарт» в янтарном крае, формирующийся на сильной российской основе, - это серьезный стимул повышения качества и экологии жизни всех здесь живущих, это и атмосфера, помогающая людям совершенствовать свое бытие.
Николай ШЕЛЯГОВИЧ
(Оригинал в газете "Калининградская правда", 12 ноября 2009 г.)
|
|