КРОО «ЕТВЫЗЬ»

Калининградская региональная общественная организация «Етвызь»

   Jetvyz@yandex.ru

           
Пруссия-Етвязь в судьбе Руси-России

Твангест-Кёнигсберг-Калининград

Новости

Западнополесские (Ятвяжские) песни

Западнополесская (Ятвяжская) поэзия

Ятвяжская (Западнополесская) история

Уставная деятельность
КРОО «Етвызь»


Научные исследования

Ятвяжско-Прусское Возрождение и Развитие

Ссылки






    Гостевая книга

    Опрос
 

Твангест-Кёнигсберг-Калининград

 
     

 


 

К 1070-летию Твангеста-Кёнигсберга-Калининграда

   Калининград для меня родной город. С осени 1945 г. в восстановлении городского хозяйства, разрушенного войной, принимал участие родной брат моего деда Михаил Шелягович, который до последнего дня своей жизни служил верой и правдой своей новой родине. Филипп Шелягович, двоюродный брат моего деда, похоронен в Мамоново, при взятии которого он погиб в марте 1945 г. В Калининграде в 1980 г. я начинал свою трудовую деятельность корреспондентом газеты «Калининградский комсомолец».

   Вопрос развития столицы, других городов Янтарного края очень актуален. Как должны развиваться Калининград, Гусев, Гвардейск, Светлогорск, Балтийск?.. Конечно же, с учетом историко-культурного прошлого этих городов. В качестве такого историко-культурного наследия Калининграда, других городов региона настойчиво называются только германо-лютеранский и ватикано-тевтонский периоды.
   При этом совершенно не берется в расчет этнопрусский период этой земли. Моравские тевтоны, направленные Ватиканом, пришли сюда только в начале XIII века.

   До этого на всех двенадцати землях Пруссии, известной в X-XI веках Киеву и Полоцку как Етвязь (Ятвягия, Jetvingum), жили пруссы. Первое упоминание о Пруссии-Ятвягии в русских летописях датируется 944 г. Времена, когда ятвяжский князь Гунар вместе с Киевским князем ходил в Константинополь. У юго-восточных пруссов (ятвягов) в те времена своеобразным стольным городом было Бересте (Брест, Берестье), городище которого хорошо сохранилось до наших дней в околицах Брестской крепости. А на северной Пруссии стольным городом тех времен было Твангесте, находившееся на месте Центральной площади Калининграда. Тевтоны именно в центральном месте завоеванной ими Пруссии построили свою главную крепость – на месте Твангесте, чтобы таким образом стереть память о прошлом и возвеличить свою победу над пруссами.

   Развивать Калининград, полагаю, следовало бы как город традиций Твангесте-Кёнигсберга-Калининграда.
   Мы же современные люди. Современные технологии позволяют нам восстанавливать стертые файлы истории. Восстанавливаем же фрески в храмах. А почему не восстанавливаем историческую память – все ее слои!
   Странная, несправедливая избирательность.
   Если ориентироваться на первое упоминание прусского (ятвяжского) князя в русских летописях, то летоисчисление Твангесте-Кёнигсберга-Калининграда допустимо вести с 944 г. Следовательно, сегодня нашему городу исполнилось 1066 лет!
   Через четыре года можем торжественно отпраздновать 1070-летие Твангесте-Кёнигсберга-Калининграда.

   Но празднование празднованием. К этому времени город должен соответствовать духу Твангесте-Кёнигсберга-Калининграда.
Начать можно с самого малого, но центрального – символичного: на Центральной площади следует восстановить (стилизованно) как замок Кёнигсберг, так и крепость Твангесте – с правой стороны от «дома советов», памятника советско-атеистического периода истории региона.
   На острове Канта, возродив его прусское имя Книпав, следовало бы построить два пешеходных проспекта: Европейский, который начинался бы от входа в Кафедральный собор, и Русский, который шел бы параллельно Европейскому, начинаясь от Православного храма, который следует на острове построить. А на другой стороне острова, за эстакадным мостом, стоит разбить парк камней и деревянных статуэток в прусском стиле.
   При этом, мало назвать проспекты – Европейский и Русский.
   Дома на Европейском проспекте следует построить напоминающими лучшие памятники европейского зодчества Германии, Чехии, Италии, Швеции, Австрии, другий стран Европы.
   Дома на Русском проспекте должны быть напоминанием шедевров зодчества городов России, Белоруссии, Украины...

     Николай Шелягович

Кёнигсберг на месте Твангесте

   До прихода в Пруссию крестоносцев место, которое Тевтонский Орден назовет Кёнигсбергом, а Советская власть Калининградом называлось Твангсте. Если бы мы следовали российской традиции отсчитывать возраст города от момента первого его упоминания, то сейчас праздновали бы не 750-летие, а, по меньшей мере, тысячелетие. Именно к этому времени - к X -XI векам относятся упоминания скандинавами городища и укрепления на холме, а археологи эти свидетельства уверенно подтверждают. Да и странно было бы, если б здесь, где сходились границы прусских племенных земель Самбии, Вармии и Натангии, и где начинались многие водные торговые пути Европы, в том числе и один "из варяг в греки", до крестоносцев никому не пришло в голову устроиться, контролируя вход в Пруссию с залива.

   Впрочем, люди здесь жили и до пруссов. Те же археологи давно уже находят на холме и под ним следы поселения, которым не менее пяти тысяч лет. Между прочим, автор этих заметок когда-то с изумлением наблюдал в России празднование полутора тысяч лет какого-то захудалого городишки Каменки с его двумя тысячами жителей. Так может, отметили бы не 750, а - по-российски - пятитысячелетие нашего города? Чего мелочиться?
   Не получается. И виной тут не наша скромность, а, засевшая в головах, стройная схема истории города, начатая якобы его отцом-основателем - королем Богемии Отакаром Пржемыслом II.

   А между тем, и самое начало этой истории, и ее идеологический фундамент весьма сомнительны. Версию о поименовании рыцарями Немецкого Ордена строящегося замка - Кёнигсберг / Королевская Гора - в честь короля Пржемысла нам подсунул первый хронист Пруссии Петер фон Дуйсбург. Правда, как-то робко подсунул, сам не думая, что ему в это поверят. Тем не менее, эту легенду подхватили его последователи летописцы, она прижилась, и сегодня считается, чуть ли не аксиомой. Более того, подвизающиеся на ниве краеведения, журналисты, нахватавшись исторических сведений из статей своих же, столь же грамотных, коллег, уже с легкостью утверждают, что сам король и построил замок. Эту милую газетную сказку о короле-строителе, мы здесь, разумеется, и рассматривать не будем. Но от Пржемысла II Отакара, открещиваться не станем. Кстати, это его скульптура - первая слева, если смотреть со стороны города, украшает Королевские ворота Кёнигсберга.

   К тому времени, когда Отакар решил облагодетельствовать человечество крещением пруссов, ему было двадцать четыре года, и он только год, как прибавил к своим коронам маркграфа моравского и герцога австрийского корону короля Богемии. Титулов у него было много, подвигов маловато. Походы в Святую Землю уже вышли из моды, а пограничные стычки с князьями-соседями славы не приносили. И вот тут приятель Пржемысла маркграф Бранденбурга Оттон и подсказал ему счастливую мысль - развлечься в Пруссии. Петер фон Дуйсбург утверждает, что для этого богоугодного дела они собрали шестьдесят тысяч рыцарей. Врет, разумеется. Высокородных бездельников было, конечно, в Европе тогда много, но не настолько. Кроме того, если представить, что вся эта тяжеловооруженная толпа на лошадях вместе со своими оруженосцами и кнехтами /пехотинцами/ взгромоздилась на хрупкий лед залива Фриш гафф, а именно по нему из замка Бальга на южное побережье Самбийского полуострова и была направлена атака крестоносцев, то нетрудно догадаться о последствиях такого похода.

   Но даже если рыцарей было только шестьсот, по тем временам это была уже гигантская армия, и ее вполне хватало, чтобы пронестись по полуострову, грабя и разоряя поселки, ничего не подозревавших, самбов - "спалив все, что могло быть взято огнем, и захватив в плен, и убив многих людей"*. Крупные крепости пруссов, такие, как Гермау, благородные рыцари предпочли обойти стороной."Когда же труд паломничества его был совершен, король вернулся в свое королевство, не понеся больших потерь"*. Был ли Отакар в Твангсте, достоверных сведений не существует. Правда, Петер фон Дуйсбург намекает: якобы, между прочими делами, посетил король и то место. Но намек этот настолько невнятный, не подтвержденный ничем, кроме предположений Петера, что верить ему трудно. Скорее всего, Отакар и не подозревал ни о городище Твангсте, ни о планах Ордена построить там замок. А орденские монахи-воины попросту использовали его тщеславие для вторжения в Самбию, которое им не удавалось долгие годы. Кроме того, не стали бы члены Ордена, признающие только один авторитет - Самого Господа, ну, и еще немножко - его наместника на земле, папы Римского, рыцари, многие из которых были не менее родовитыми, чем Пржемысл II, называть свой замок в честь, какого бы то ни было монарха на земле. Так что, к Кёнигсбергу король Богемии, вопреки легендам, не имеет никакого отношения.

   Гораздо интереснее другое: откуда вообще взялся этот топоним "Кёнигсберг - Королевская Гора"? Ведь доподлинно известно, что у рыцарей Ордена не было привычки напрягать воображение, и захваченные замки или поселки они не переименовывали. Если поселок у пруссов назывался Тапиов, а замок - Гирмова, то так они и оставались в веках, со слегка переиначенными на германский лад названиями: "Тапиау", "Гермау". Как же случилось, что словосочетание "Королевская Гора" заменило "Твангсте"? Очень любопытна версия доктора Кулакова. Он считает, что не было никакой подмены, а просто холм, на котором Орден выстроил замок, уже до прихода в Пруссию крестоносцев назывался "Конунггарб" - "конунг" - по-скандинавски "князь" или "король"; "гарб" - по-прусски "гора". Если кого-то смущает этот скандинаво-прусский лингвистический гибрид, то стоит заметить, что в Самбии, где издревле поддерживались дружеские связи с викингами, это было вполне допустимо. А орденские братья, не мудрствуя, перевели топоним на немецкий язык: "Конунггарб" - "Кёнигсберг". Если предположение Владимира Кулакова верно, то, к сожалению, нам вряд ли уже удастся когда-нибудь узнать, в честь какого же короля носит имя наш стольный град Кёнигсберг? И мы получаем еще одно белое пятно в истории этой загадочной страны - Пруссии. Впрочем, мы, кажется, вслед за Петером из Дуйсбурга начинаем дрейфовать в сторону фантазий. Не хотелось бы.

   Между прочим, Отакар Пржемысл II после того похода зимой 1254-55 годов был в Пруссии еще раз - в 1268 году, о чем очень не любят вспоминать его поклонники. Второе пришествие короля Богемии в Пруссию было менее удачным - дружины пруссов гнали его прочь до самой Польши.

* "Chronicon terrae Prussiae". Petrus de Dusburg. ("Хроника земли Пруссия". Петер из Дуйсбурга.)

(Материал из интернета).

 

 
2010 г. © Все права сохранены
Hosted by uCoz